|
Общаемся с родителями
В дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт. Поэтому формирование потребности в чтении у дошкольников - важнейшая, общая задача воспитателей и родителей. В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают чтению книг просмотр телевизионных передач и компьютерные игры.
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Возрастной период от 3 до 7 лет является наиболее удачным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны, так как чувства детей дошкольного возраста отличаются эмоциональностью и выступают в качестве культурных потребностей. Особая роль принадлежит формированию у детей 3 - 7 лет интереса к чтению, восприятию книг. Приобщая ребенка к чтению, мы открываем ему путь к информации. Книга наполняет внутренний мир, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость к разным ситуациям.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Забота о детском чтении - это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста говорят с давних пор, но только недавно они стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
Так, в результате исследования было установлено: более 38% родителей периодически читают книги своим детям, около 19% знают перечень художественных произведений для чтения дошкольникам 3-7 лет в семье и дошкольном образовательном учреждении, детскую библиотеку вместе с детьми посещают более 25% родителей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что родители либо не придают значения роли книг в процессе развития детей, либо надеются на то, что ребенок приобретёт необходимый читательский опыт в детском саду, либо не знают о том, что формирование будущего читателя начинается очень рано - уже в дошкольном возрасте. Если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать у ребенка потребность в чтении в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев - невозможно. Одна из задач: формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Решением данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и в детском саду.
Эффективным механизмом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении, восприятии книг может стать система социального партнерства. Именно семья с ее неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие к родителям ребенка, склонного к подражанию, делают его особо восприимчивым к их воздействию.
«СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ УНИКАЛЬНЫМ
ЦЕННОСТНЫМ ИНВАРИАНТОМ МИРА
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».
А.Г. Асмолов
Несмотря на кризисы, которые переживает и будет переживать семья, именно ей принадлежит ведущая роль в образовании, приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям.
Формируем предметно-развивающую среду.
Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение. Так, оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе ДОУ станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.
Оформление книжного уголка в группах детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), включает ряд требований, среди которыхтребования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно-пространственной среде.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
*максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
*наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
*охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
*возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
*двигательную активность детей, а так-же возможность для уединения.
Учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив определил организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжных уголков в группах, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.
Данная работа проводилась с учетом методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.
«Приходит книга в дом любой,
Коснись ее страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Степа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка».
А. Марков
При оформлении книжных уголков педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО. Так, с целью – реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей, была приобретена многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов. В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. У них появляется возможность не только послушать, рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов. Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков. В книжном уголке появляются альбомы детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д. В подготовительной группе представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д. Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах оформляются с учетом программных требований, возрастных, психологических возможностей и особенностей восприятия, памяти, мышления, психомоторики,гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников. С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой. Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. За исправностью и сохранностью книг в уголках следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью неё воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать. С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещённой зоне групповых комнат. Мебель для книжного уголка подбирается из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными. Созданные в группах книжные уголки обновляются и пополняются, способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
Предметно-пространственная среда в ДОУ имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.
Делимся опытом.
Гендерное воспитание дошкольников
«Трудятся мальчики, трудятся девочки»
Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, становления его самосознания, осознания себя как представителя определенного пола. Организация трудовой деятельности детей в ДОО по принципу «взаимодополнения», т. е. выполнения трудовых поручений парой, когда основная физическая нагрузка возлагается на мальчика, а девочка обеспечивает эстетическую сторону поручения, будет способствовать воспитанию у них ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, а также социализации и формированию гендерной принадлежности.
Гендер (англ. gender, от лат. genus - «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т, д.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей является весьма актуальной. Причиной тому служат социальные изменения, происходящие в обществе. Специалисты говорят об очевидном разрушении определенных стереотипов мужского и женского поведения, что находит свое отражение в поведении детей.Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, отмечает различия в интересах и поведении мальчиков и девочек. Однако это еще не означает освоения им соответствующей гендерной роли. Важным условием успешной полоролевой социализации дошкольников является его окружение, а также педагогические установки семьи. Современные родители чаще ставят в приоритет интеллектуальное развитие ребенка и не акцентируют внимание, например, на обязанности мальчиков уступать место девочкам, помогать им в выполнении трудоемких поручений. Формирование гендерной принадлежности представляет собой комплексный процесс, который предусматривает организацию с детьми разных видов деятельности, а также создание соответствующей развивающей среды, предполагает формирование у воспитанников представлений о различиях между мальчиками и девочками в разных ситуациях совместной деятельности, в т. ч. при выполнении трудовых поручений парой.
Практиками накоплен определенный опыт формирования у дошкольников гендерной принадлежности в условиях ДОО .
ПАМЯТКА
Правила поведения педагога ДОУ на родительском собрании
- Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
- Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
- Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
- Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов учреждения.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.
- Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.
ПАМЯТКА
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
- Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел и т. п.
- Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
- Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
- Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
- Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
- Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
- Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
- Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
- Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
- Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
Оформление, оборудование и инвентарь:
- На мультимедийном оборудовании - тема родительского собрания.
- Разложены брошюры «Родительское собрание».
- Оформлена выставка книг по данной теме и разработок родительских собраний, представленных педагогами ДОУ.
- Подготовлены рабочие места для трех микрогрупп педагогов.
План проведения:
I. Вступительное слово.
- Информационно-теоретическая часть.
- Работа «круглого стола».
- Работа в малых группах.
- Выступление воспитателя возрастной группы.
- Работа в группах.
- Подведение итогов круглого стола.
- Принятие проекта решения родительского собрания.
|
|